Таможня застряла в транзитной зоне
Массированное давление бизнес-объединений и
чиновников Евросоюза на Федеральную таможенную службу (ФТС) дало
результат. Вчера таможня сообщила о том, что откладывает на месяц, до 14
сентября 2013 года, вступление в силу приказа о прекращении оформления
транзита автомобильных грузов по книжкам МДП (международные дорожные
перевозки, TIR). В отсутствие реакции на скандал со стороны Белого дома
ФТС оставила себе оба варианта дальнейших действий. Служба рекомендует
перевозчикам продолжить готовиться к новациям, и одновременно им
предлагается "урегулировать разногласия"
Как сообщили в ФТС, решение о месячной
отсрочке было принято после прошедшей вчера встречи главы службы Андрея
Бельянинова с делегацией представительства Европейского союза в РФ во
главе с временным поверенным в делах Олли Пирканниеми. Накануне, 7
августа, свои претензии руководству ФТС высказали члены Консультативного
совета по иностранным инвестициям и Ассоциации европейского бизнеса
(АЕБ). Кроме того, премьер Дмитрий Медведев получил полное озабоченности
письмо от генсека Международного союза автомобильного транспорта
Умберто де Претто, а глава МИДа Сергей Лавров — от исполнительного
секретаря Европейской экономической комиссии ООН Свена Алкалая. Свои
возмущенные письма премьеру, а также его замам Игорю Шувалову и Аркадию
Дворковичу отправляла российская Ассоциация международных автомобильных
перевозчиков (АСМАП).
Активность всех этих структур вызвана письмом
ФТС от 4 июля 2013 года о том, что с 14 августа фуры с привычными для
автомобилистов знаками TIR не смогут пересечь российскую границу без
дополнительных национальных гарантий — дорогостоящих банковских
гарантий, поручительств или прочих мер, обеспечивающих уплату таможенных
пошлин в российский бюджет. Сейчас в соответствии с Таможенной
конвенцией ООН 1975 года такую уплату гарантируют книжки МДП, которые
перевозчикам продает АСМАП — представитель Международного союза
автомобильного транспорта в РФ. В ФТС считают, что АСМАП задолжала
бюджету около 20 млрд руб., и больше не хотят принимать финансово
необеспеченные книжки МДП. Перевозчики со ссылкой на решения судов
заявляют, что долгов у них нет, и подозревают, что решение по транзиту
принимается в интересах действующего при таможенной службе ФГУП РОСТЭК.
Как подчеркнула вчера ФТС, перенос даты
введения новых правил на 14 сентября произведен "по просьбе бизнеса",
представители которого "высказали опасения о недостаточной технической
готовности ряда участников внешнеэкономической деятельности, в том числе
транспортных предприятий, к работе в новых условиях и попросили об
отсрочке". Сама ФТС, судя по заявлениям Андрея Бельянинова на встрече с
АЕБ, к новациям готова. В ФТС утверждают, что решение об отсрочке
принято самостоятельно, без указаний из правительства. Перевозчики
надеются, что Белый дом в ситуацию все же вмешается (курирующий тему
бизнес-климата Игорь Шувалов сейчас находится в отпуске).
Пока ФТС оставила для себя оба возможных выхода из ситуации.
Заявлено, что месячный лаг позволит импортерам и перевозчикам "полностью
подготовиться к предстоящим нововведениям". Одновременно служба
отметила, что АСМАП "получает возможность в указанное время
урегулировать свои разногласия с ФТС" и, таким образом, сохранить
нынешнее положение вещей.
КоммерсантЪ
09 августа 2013
Все новости